Информация

Кафедра межкультурной коммуникации
 


Заведующая кафедрой - доктор филологических наук, профессор
Ирина Павловна Лысакова
Тел. 643-77-67 *45 53  , 389 61 40    lip1010@yandex.ru
Куратор аспирантуры:
Доктор  филологических наук, профессор
Галина Михайловна Васильева
Тел.: 686-21-12; 8-921-65-800-90   galinav44@mail.ru
Контактная информация:
Адрес: г. Санкт-Петербург, В.О. 1-я линия д.52 каб.53
E-mail: kmklip@herzen.spb.ru
Cайт кафедры: http://kmk-herzen.ucoz.ru

Кафедра создана по инициативе ректора  Бордовского Г.А. в 1992 году как первая кафедра методики обучения РКИ в Санкт-Петербурге.
За 20 лет своего существования кафедра подготовила более 60 кандидатов наук и 6 докторов наук.


ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И
ВОСПИТАНИЯ (РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ, УРОВЕНЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)


Вступительный экзамен по специальности 13.00.02 - «Теория и методика обучения и воспитания (Русский язык как иностранный, уровень профессионального воспитания)» призван выявить уровень знаний поступающих в аспирантуру как в области общих проблем методики преподавания иностранных языков, так и в области специфических особенностей обучения русскому языку как иностранному.
На экзамене поступающие в аспирантуру должны показать знание научной литературы по предмету в объеме университетской программы, умение самостоятельно и творчески осмысливать свой педагогический опыт и отстаивать свое мнение по дискуссионным проблемам современной методики. Они также обязаны владеть материалом смежных с методикой наук (педагогика, психология, психолингвистика, социолингвистика и др.) в той мере, которая необходима для обоснования тех или иных методических положений.

В программу включаются следующие разделы:

I. Обучение видам речевой деятельности.

1. Общая характеристика видов речевой деятельности
2. Лингвистическая и  психологическая  характеристика говорения  как
вида речевой деятельности.
3. Аудирование как вид речевой деятельности. Его психологическая и
лингвистическая характеристика.
4. Чтение как вид речевой деятельности.
5. Письмо как вид речевой деятельности.
6. Методика обучения говорению.
7. Методика обучения восприятию устной речи на слух.
8. Учебник как средство обучения. Коммуникативно-ориентированный
учебник в практике обучения РКИ.
9. Методика обучения чтению иностранных учащихся.

II. Обучение аспектам русского языка как иностранного на различных этапах.

1. Система   работы   по   лексике   при   обучении   русскому языку как иностранному.
2. Занятия   по   фонетике   на  различных   этапах   обучения   (начальном,
основном, продвинутом).
3. Обучение    грамматике.    Функциональная    грамматика    в    практике
преподавания РКИ.
4. Методика изучения предложно-падежной системы русского языка.
5. Обучение лексике.
6. Особенности русской фонетической системы и русской интонации в
практике обучения РКИ.
7. Наиболее трудные вопросы грамматики в практике преподавания РКИ
8. Основные формы обучения русскому языку иностранных учащихся
(краткосрочная форма и др.).
9. Лингвострановедение  в  обучении  иностранных  учащихся  русскому
языку. Безэквивалентная и фоновая лексика.

III. Методы обучения РКИ.

1. Методы обучения русскому языку как иностранному.
2. Пути   и   способы   ознакомления   учащихся   с   культурой   страны   и
современной действительностью в процессе обучения РКИ.
3. Российская государственная система тестирования.

Основная литература:

1. Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку. Под ред. И.П. Лысаковой. СПб., 2004.
2. Щерба  Л.В.   Преподавание     языков   в    школе
Общие вопросы методики. Учебное пособие для студентов филологических факультетов. 3-е изд-е. М., 2002.
3. Хрестоматия по методике  преподавания  русского языка как иностранного. Составители:Л.В.Московкин и А.Н.Щукин.М.,2010
7. Русский язык за рубежом (журнал).
8. Мир русского слова (журнал).
9. Материалы  Конгрессов  МАПРЯЛ.

Научные руководители  аспирантов:

Лысакова Ирина Павловна

1. Учёная степень: доктор филологических наук.
2. Учёное звание: профессор
3. Кафедра по основному месту работы: кафедра мкежкультурной коммуникации.
4. Должность: профессор, заведующая кафедрой.
5. Специальность, по которой осуществляется руководство:
13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный, уровень профессионального образования).
6. Сфера научных интересов:  социолингвистика, методика
обучения русскому языку как иностранному, лингвокультурология., межкультурная коммуникация, стилистика русского языка.
Телефон: 379 61 40
E-mail:  lip1010@yandex.ru
Некоторые научные и учебно-методические труды
Лысаковой Ирины Павловны

Автор 480 научных  трудов.
Научные труды связаны с лингводидактикой, социолингвистикой, стилистикой прессы, лингвокультурологией, межкультурной коммуникацией.

Монографии:

Язык газеты и типология прессы. Социолингвистическое исследование. Спб.2005.255 с.

Учебные пособия:

Пресса перестройки. Учебное пособие для изучающих русский язык иностранцев с комментариями и русско-англо-немецким словарём. – СПб. 1993.146с.
Русский язык как иностранный. Методика обучения  русскому языку.Учебник  для высших учебных заведений.(ред) Гриф УМО., М.,2004.270 с.
Практическая стилистика русского языка для учащихся с неродным русским языком(ред). Гриф УМО.М.,2007 10,5.п.л. .
«Русский букварь»,  Учебно-методический комплекс (Учебное пособие, Рабочая тетрадь,( автор и ред).М., 2010, Гриф УМО. Всего авторов 8.Учебник получил Гран-При на международнй выставке 2012 года в Москве.

Васильева Галина Михайловна


1. Учёная степень: доктор филологических наук.
2. Учёное звание: профессор
3. Кафедра по основному месту работы: кафедра мкежкультурной коммуникации.
4. Должность: профессор.
5. Специальность, по которой осуществляется руководство:
13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный, уровень профессионального образования).
6. Сфера научных интересов:  лингвокультурология, лексикология, лингвоконцептология, методика обучения РКИ.
Телефон:
686-21-12
E-mail:
galinav44@mail.ru
Некоторые научные и учебно-методические труды
Васильевой Галины Михайловны

1. Национально-культурная специфика семантических неологизмов: лингвокультурологические основы описания.// Монография. СПб., изд-во «Сударыня».
2. Васильева Г.М., Ротмирстрова О.В. Культурно-географический образ России в лингвокультурологическом аспекте».//
Монография.  Рецензенты: доктор пед. наук, проф. Л.И.Харченкова, кандидат филол. наук, доц. О.Г. Розова. СПб., 2011, 198 с.
3. Лингвокультурологические основания изменения языковой оценки.// Мир русского слова, № 1, с.22-25, 2012.
4. Васильева Г.М., Некора Н.Е. Особенности национальных культур в зеркале языка.// Монография.  Рецензенты: доктор пед. наук, проф. Л.И. Харченкова, кандидат филол. наук, доц. О.Г. Розова. СПб., 2012, 221 с.
5. Семантическое развитие слова как предмет учебной неографии.// В мире научных открытий, №1.2(37), с.13-28, 2013.

Розова Ольга Георгиевна

1. Учёная степень: кандидат филологических наук.
2. Учёное звание: доцент
3. Кафедра по основному месту работы: кафедра мкежкультурной коммуникации.
4. Должность: доцент.
5. Специальность, по которой осуществляется руководство:
13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный, уровень профессионального образования).
6. Сфера научных интересов:  сопоставительная лингвистика, методика преподавания РКИ, лингвокультурология.
Телефон:
450-60-44
E-mail:
olroz7@mail.ru
Некоторые научные и учебно-методические труды
Розовой Ольги Георгиевны

1. Розова О.Г., Матвеева Т.Н. Проблемы межкультур-ной коммуникации и их учет в практике преподавания РКИ. (Статья)// Русский язык как иностранный. Теория. Исследования. Практика. Межвуз. сб. Выпуск IХ. – СПб.: "Сударыня", 2007.
2. Стилистические варианты призношения. (Учебное пособие)// Практическая стилистика русского языка. Для учащихся с неродным русским языком. М.: "Русский язык", 2007.
3. Практическая фонетика русского языка. (Учебное пособие для иностранных студентов) – СПб : "Лицей", 2008.
4. Проблемы обучения фонетике. (Научное издание)// Традиции и новации в методике обучения иностранным языкам. – СПб, изд-во СПбГУ, 2008. в составе авторско-го кол-лектива
5. Розова О.Г., Хрымова М.Б. Русская интонация (учебное пособие для иностранных студентов). СПб. «Экспресс», 2010 г. 



Категория: Информация | Добавил: KMK (27.06.2013)
Просмотров: 1403
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Статистика
Besucherzahler Dating single russian women
счетчик посещений

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0